На вечер второго дня в Евпатории у нас была запланирована прогулка на трамвайном маршруте №2. Евпаторийский трамвай, а особенно его маршрут №2 — это фактически действующий музей под открытым небом. Не прокатиться на нем будучи в Евпатории — преступление.

Вечером, приведя себя в порядок после купания на Лазурном берегу, вместе с Юрой и Робертом отравились на поиски этого уникального транспорта.

Чем же уникален этот трамвай? Начать надо с того, что свою историю трамвайная система в Евпатории ведет с мая 1914 года, т.е. на момент написания этого рассказа ей исполнилось уже более ста лет. Ширина колеи евпаторийской трамвайной системы —  1000 миллиметров. На территории постсоветского пространства  трамвайных линий с таким размером осталось всего 7. Для сравнения: ширина колеи московского (да и всех российских) трамвайных систем — 1524 мм. — больше чем в полтора раза.

Трамвайные пути в городе по большей части однопутные, т.е. движение в попутном и встречном направлении осуществляется по одной паре рельс. Чтобы трамваи не сталкивались при встречном направлении — на каждом маршруте существует несколько мест разъезда, в связи с чем движение трамваев придерживается строгого расписания.

Нас же интересовал не просто трамвай, а легендарная «Gotha T57» производства «VEB Waggonbau Gotha», ГДР и выпуска аж 1957 года. «Gotha T57» — это двухосный вагон для двухстороннего движения. Предназначен для использования на колее 1000 мм.  Конструкцией предусмотрено две!!! равнозначные кабины в противоположных концах салона. Для такого конструктива салона, в конце маршрута не нужен разворотный круг. Водителю достаточно перейти из одной кабины в противоположную, и начать движение в реверсивном направлении. Кроме этого, трамвай обладает четырьмя дверьми — по две на каждую сторону!!! Это тоже связано с особенностями однопутного движения.

Кстати, в городе существует только одно депо, обслуживающее все 4 евпаторийских трамвайных маршрута. И только на маршруте №1 существует разворотный круг и двухпутная схема движения. Оставшиеся три маршрута, в том числе и №2, по которому ходит «Gotha T57», имеют однопутную схему движения и тупиковую систему оборота.

Модель «Gotha T57» выпускалась в ГДР с 1957 по 1961 год, и именно в Евпаторию попали одни из самых первых произведенных трамваев. Нам удалось прокатится в трамвае с уже отреставрированным пластиковым салоном. Но, вроде бы, по слухам, в мире до сих пор существуют олдскульные версии этой модели с деревянной отделкой салона.

Маршрут №2 сезонный, обслуживает туристическую зону и действует с 1 июня по 1 октября. Проезд стоит 17 рублей. Есть возможность оплатить его картой. При оплате «МИР»-ом скидка и стоимость проезда составит 13 рублей.

Трамвай модели «Gotha T57» постройки 1957 года и работающий на маршруте Гортеатр — Лиман (маршрут №2) — единственный оставшийся работающий экземпляр, используемый в Евпатории. Что конечно же печально, но будем надеяться что он будет эксплуатироваться еще очень и очень долго. Трамваи этой же серии в качестве пассажирских вроде бы используются еще и в Калининграде и Пятигорске. Но это не точно.

Чтобы не стоять на остановке и не гадать, когда приедет трамвай (а он всего один на маршруте), его передвижение онлайн можно отслеживать по этой ссылке.

Мы же потратили больше часа времени, так как: а) не знали, где этот трамвай останавливается, и ходит ли по маршруту именно эта модель, за которой мы охотились; б) придет ли он вообще, так как проторчали на остановке почти час безрезультатно.

Остановку мы с горем по полам нашли, опросив редко встречающихся в 9-ом часу вечера прохожих. В итоге, когда надежда увидеть легенду стала затухать, совершенно случайно наткнулся в инете на ссылку, по которой можно отследить положение трамвая (ссылка выше). Как оказалось, он должен был подойти буквально через 5 минут, и, это была та самая легендарная Гота выпуска 57-ого года, на которой мы с удовольствием прокатились несколько остановок. Можно сказать, побывали в музее с действующими экспонатами под открытым небом.

На этом наш второй день пребывания в Евпатории подошел к концу. На следующий день мы планировали покинуть Евпаторию и отправиться в сторону мыса Тарханкут. Но, перед отъездом, Юра устроил нам экскурсию по заброшенной грязелечебнице «Мойнаки», о чем мы расскажем в следующий раз.