[toggle title_open=»Закрыть» title_closed=»Оглавление» hide=»yes» border=»yes» style=»default» excerpt_length=»0″ read_more_text=»Далее…» read_less_text=»Скрыть…» include_excerpt_html=»no»]
1. Пролог
2. Москва — Ростов Великий
3. Ростов — Каменный Бор
4. Каменный бор — Медвежьегорск
5. Медвежьегорск — Рабочеостровск
6. Соловки
7. Рабочеостровск — Кандалакша
8. Кандалакша — Мурманск
9. Мурманск
10. Мурманск — Кандалакша
11. Кандалакша — Мотобухта
12. Мотобухта
13. Мотобухта — Вытегра
14. Вытегра — Углич
15. Углич — Москва
[/toggle]

Утро началось с конфликта на пристани. Прибыв в обговоренное с кэпом паломнического судна время на пристань, столкнулись с охранником, контролирующим процесс погрузки пассажиров на судно. Так как мы ни внешним видом, ни своими лицами на паломников не походили ни разу, были посланы в сторону ресепшен в кассу на предмет покупки билетов на «официальное» туристическое судно. Все попытки доказать ему, что договоренность с капитаном монастырского корабля достигнута, нас берут с собой и что плыть на 12-ти часовом корабле нам не удобно из-за острой нехватки времени, цели не достигли.

На Кольский! Соловки.

На Кольский! Соловки.

Как оказалось, появилось несколько «отказных» билетов, и, понятное дело, им очень хотелось что бы эти две тысячи за наши билеты упали им в кассу, а не «ушли» в монастырь. Конфликт потихонечку разгорался, и в какой-то момент я уже готов был пойти на попятный, так как вернувшись через 12 часов обратно, не очень было бы приятно обнаружить упавший с подножки байк. Но, тут то ли охраннику надоело с нами собачиться, то ли еще по какой-то причине, конфликт погас сам с собой и мы расстались чуть ли не лучшими друзьями.

На Кольский! Соловки.

На Кольский! Соловки.

Кстати, оказалось, что необходимо заплатить еще какой-то сбор за пользование пристанью в размере 50 рублей (официально через кассу комплекса, вне зависимости от того, на чем плывешь). Пришлось уже перед самой посадкой пулей нестись вновь на ресепшн и оплачивать еще и его. В итоге, преодолев все организационные преграды, мы отчалили от пристани.

На Кольский! Соловки.

На Кольский! Соловки.

Вначале глазели на окружающие пейзажи. Потом, когда берега ушли из виду, развлекались тем, что кормили из рук чаек чипсами, оставшимися от ужина накануне. Процесс прикорма занял у нас продолжительно время, но в итоге эти упитанные птички все же научились брать у нас еду прямо из рук.

Оставшуюся часть пути провели в салоне на нижней палубе. В верхней части закрытого салона обитали паломники, и дабы не смущать их своим внешним видом, особо там не светились. Зато нижняя часть салона была полностью в нашем распоряжении, чем Ленка и не приминула воспользоваться, задрыхнув на одной из лавок.

Паломники оказались очень милыми и, в какой-то мере забавными людьми. Сначала о чем-то рассказывали друг другу, потом все вместе рапевали какие-то песни, потом дружно крестились. Человек я от этого достаточно далекий, даже не крещеный, поэтому наблюдал за всем этим особо не засвечиваясь. А то вдруг прознают, что нехристь на корабле, потом начнется: «Мы все утонем, за борт его, за борт». Шутка. Глядя на этих милых людей как-то трудно себе представить что-либо подобное.

Позже, уже почти перед Соловками разговорились с одной паломницей. Она из Воронежа, едет на Соловки, а точнее на Анзер к другу, который там живет и реставрирует церкви уже второй десяток лет. Везет кучу фруктов в качестве подарков, так как с этим на Соловках не очень. Детей у нее нет. С одной стороны, жалеет об этом, с другой видит положительную сторону в том, что не будет видеть их страдания, когда у них будут прорезать зубки, болеть животик и т.д. С ее слов понял, что она сама до конца не может определиться – монашка она или светская женщина. В общем, разговор оставил много вопросов.

В 10-ом часу подошли на монастырскую пристань, расположенную рядом со стенами монастыря. В этом большой плюс монастырского корабля, в отличие от туристического катера, который приходит на Тамарин причал, расположенный в полутора километрах от монастыря.

Если хочется красивых «открыточных» фотографий, то плыть на Соловки без разницы на каком катере (за исключением денег), а вот уходить с Соловков лучше все-таки на монастырском. В этом случае солнце будет светить со стороны носа корабля и отлично освещать весь комплекс. В нашем случае солнце било точно в объектив и хороших фотографий монастыря сделать не удалось.

Каких-то особых планов на остров у нас не было, в связи с чем специальную литературу о регионе не особо читали. Основная цель была просто отдохнуть от двух достаточно сложных дней пути (1 400 км).

Пока шли на корабле, познакомился с мореманами. Именно такие в моем представлении должны быть настоящие моряки. С суровыми обветренными лицами, с огромными бородами и волосами, заплетенными сзади в косички.

Бесцельно прослонявшись под стенами монастыря, отправились на другой конец бухты посетить по совету кэпа Соловецкий морской музей. Музей находится в большом ангаре на втором этаже, вход в него свободный, экскурсии проводятся бесплатно местными энтузиастами. На первом этаже ангара, опять-таки энтузиасты восстанавливают какую-то лодку.

В самом музее больше всего поразила огромная деревянная карта северной части Руси с маршрутами поморов. Вообще, музей однозначно стоит посетить. Экскурсию сотрудники музея проводят увлеченно, не для «галочки». Нам очень понравилось. И все это, еще раз повторю, абсолютно бесплатно. Если понравилось, можно оставить пожертвования или купить сувениров, в том числе магниты, которые не продаются в ларьках, разбросанных на пути от Тамариного причала до монастыря.

За музеем, на мини-верфи еще одни энтузиасты строят практически с нуля поморское судно. Именно строят, а не восстанавливают. Если не ошибаюсь, у поморов такие суда носят название «Шняка». Когда подходили к островам, это судно хорошо видно с борта катера. Поинтересовался у экипажа судна. Пытаясь немного польстить – типа верфь, судно строят? Круто, да?

Мореманы презрительно усмехнулись, ответив:
— Какое нафик круто. Они его уже девятый год строят. Тут делов то на один сезон с перекурами. А у них скорее не постройка судна, а сам процесс важен. Сам постройку судна на верфи видел впервые, поэтому было интересно.

На Кольский! Соловки.

На Кольский! Соловки.

После музея вернулись обратно под стены монастыря. Прогулка на свежем воздухе, а экология здесь отличная, пробила на сильнейший жор. Пробравшись на внутренний двор какими-то катакомбами, закупились различного рода пирожками и вкуснейшим квасом, разительным образом отличающимся от того барахла, что у нас продают в Москве. Расположились с обратной стороны комплекса у водоема (там где лодка-долбленка) и отлично подкрепились, нежась в теплых лучах летнего соловецкого солнца.

Была мысль посетить ботанический сад, расположенный в нескольких километрах севернее, но пройдя около километра развернулись обратно. Оставшиеся пру часов до отхода судно, которое должно было вернуть нас обратно на континент, провели в культурном обогащении себя любимых. Примыкая периодически к разным туристическим группам, прослушали большую часть экскурсий по монастырю, включая культурное и историческое наследие, а так же архитектуру комплекса.

Последние полчаса загорали на пристани в обществе паломников, возвращающихся обратно. И тут, где-то минут за 15 до теоретического времени отправления корабля понимаем, что судна даже нет на горизонте. Отловив местных, узнали что туркорабли паркуются на Тамаринов причале, что в полуторакилометрах от монастырской пристани, и вообще говоря, нам неплохо бы поторопиться, а то корабль скоро уходить. Бегом, через поля и леса, срезая путь какими-то оврагами и буераками рванули в сторону пристани в указанном направлении. За 5 минут до отхода судно, тяжело дыша и отдуваясь, вступили на трап судна.

Туристическая посудина конечно не такая комфортная, как монастырский катер. Салон чем-то напоминает переделанную убитую электричку. Комфорта — минимум, плюс идиотская привычка наших туристов занимать места, а самим уходить на тесную открытую палубу наслаждаться окружающими видами. Чувствуется, некоторые были с богатым опытом путешествий по всяким Египтам и Турциям. Ну и еще душно. Где-то минут через 20 плавания у меня сильно разболелась голова, да и Ленка чувствовала себя не лучшим образом. Вспомнив молодость, перетащили вещи на середину прохода и в наглую разлеглись в нем. Судя по лицам окружающих, все нам жутко завидовали. Отлично выдрыхнувшись за два часа перехода до континента, проснулись свежие как огурчики.

Байк ожидал нас там же, где мы его и оставили. Забрав с ресепшн экип, который мы оставили там на день на хранение за 100 рублей, переодевшись и быстро запостив часть фоток текущего дня в сеть, отправились дальше по маршруту в сторону Кандалакши.

Бюджет по Соловкам:
Отель на одну ночь: 2 600 руб.;
Корабль туда: 800х2=1600 руб.;
Корабль обратно: 1000х2=2000 руб.;
Причальный сбор на Соловках: 2х50=100 руб.;
Стоянка байка: 150 руб.;
Сувениры, еда на Соловках: ~1000 руб.

[toggle title_open=»Закрыть» title_closed=»Оглавление» hide=»yes» border=»yes» style=»default» excerpt_length=»0″ read_more_text=»Далее…» read_less_text=»Скрыть…» include_excerpt_html=»no»]
1. Пролог
2. Москва — Ростов Великий
3. Ростов — Каменный Бор
4. Каменный бор — Медвежьегорск
5. Медвежьегорск — Рабочеостровск
6. Соловки
7. Рабочеостровск — Кандалакша
8. Кандалакша — Мурманск
9. Мурманск
10. Мурманск — Кандалакша
11. Кандалакша — Мотобухта
12. Мотобухта
13. Мотобухта — Вытегра
14. Вытегра — Углич
15. Углич — Москва
[/toggle]