“Они, конечно, не обладали военными навыками,
многое пришлось познавать уже в ходе,
но было нечто общее, что всем им было свойственно,
– высочайший патриотизм, непоколебимая стойкость
и уверенность в Победе”
Маршал Советского Союза Г.К. Жуков

1 апреля (это не шутка) 2021 года произошло значительное событие как в жизни города в целом, так и района, в котором я проживаю, в частности. Одновременно были открыты две новые станции московского метрополитена: “Народное Ополчение” и “Мнёвники”.

Событие для наших палестин – знаковое. Теперь, чтобы добраться до станции метро, не нужно отслеживать на яндекс-, гугл-картах расписание троллейбусов, автобусов, электробусов. 10 минут пешком и, вуаля, ты на станции метро “Народное Ополчение”. Друзья становятся ближе!!!

Ну а если серьезно, то раньше, чтобы добраться до ближайших станций (“Полежаевская”, “Октябрьское поле”, “Сокол”), приходилось тратить от 15 минут до получаса и более в зависимости от нахождения поблизости общественного наземного транспорта и ситуаций с пробками. А совсем в стародавние времена, когда по улице Народного Ополчения еще разгуливали динозавры, троллейбус 61-ого маршрута проходил расстояние от конечной (Карамышевская набережная) до конечной (м. “Сокол”) в соответствии с расписанием ровно за 22 минуты.

Сейчас я расскажу про станцию метро “Народное Ополчение”. А в следующем рассказе тогда про “Мнёвники”. Слишком уж разные станции, чтобы объединять их в один рассказ.

Итак. Станция метро “Народное Ополчение”. Дата открытия – 1 апреля 2021 года. Глубина залегания – 30 метров. Строилась открытым способом. Т.е. выкопали котлован, построили станцию, закопали обратно. Потом вспомнили, что неплохо бы еще и подвести пути. Шутка.

Большинство местных жителей ассоциируют станцию с одноименной улицей “Народного Ополчения”, и испытывают легкий когнитивный диссонанс от того, что наземные павильоны этой станции располагаются на проспекте маршала Жукова. И, если западные входы-выходы из метро стоят хоть в какой-то близи от “Народного Ополчения”, то восточные располагаются на пересечении проспекта маршала Жукова и улицы, названной именем пролетарского поэта, – Демьяна Бедного.

Но, это не единственный взаимоисключающий параграф, описывающий историю наших мест. В те времена, когда Москва еще не была поделена на округа, а территориальным делением был “район”, данное место входило в состав Ворошиловского района (а еще ранее, до войны, это был Ленинградский район). В районе находился (и по сей день находится) музей Ворошилова, располагающийся на улице маршала Тухачевского. Суть заключается в том, что подпись Ворошилова была под расстрельными списками времен репрессий, в которых фигурировал и маршал Тухачевский. Вот такие выкрутасы истории.

Ворошиловский район по принципу наименования улиц отличался от всей остальной Москвы. Большинство из них так или иначе были названы в честь героев Великой Отечественной войны или именами великих военачальников. Улицы Берзарина, Тухачевского, Глаголева, Карбышева, Конева, Вершинина, Мерецкова… Да и название района говорит само за себя. И лишь одна улица, являющаяся главной транспортной магистралью не только тогдашнего Ворошиловского района, но и нынешнего Северо-Западного округа, именована собирательным образом – улица Народного Ополчения. Названа в честь дивизий народного ополчения, защищавших подступы к Москве осенью и зимой 1941 года. Порядка 600 000 москвичей добровольцами ушли на фронт.

Московские ополченцы на занятиях. Москва, Ленинградский р-н, ул. Правды:

В память о их подвиге, на пересечении проспекта маршала Жукова и одноименной улицы разбит сквер-парк, в начале которого установлен памятник.

На месте памятника, в 1941 году располагались призывные пункты ополченцев. Теперь это любимое место жителей окрестных домов. В погожие выходные деньки здесь не протолкнуться от детей всех возрастов и их родителей.

Сквер на Народном Ополчении всегда был любимым местом отдыха местных жителей. На следующей фотографии он виден полностью. Точка съемки – с дома, который расположен на заднем плане (см. фото выше). Фотография сделана примерно в середине 80-ых.

Памятник на фото не виден, но находится почти по центру, где больше всего людей. Фотография сделана во время проведения салюта, скорее всего, посвященного Дню Победы. Улица тогда еще – двухполосная в каждом направлении. Во время салютов в этом месте она перекрывалась, поэтому дорога, на которой стоит легковой автомобиль – пустая. Сам автомобиль, видимо “Волга”, скорее всего милицейский или спецслужб.

В настоящее время сквера уже не существует. Он закатан в асфальт и на его месте по 4-е полосы в каждом направлении. Улица Народного Ополчения теперь является частью Северо-Западной хорды.

В нижней левой части фотографии – машины военных. С них, по синхронному радиосигналу и производились залпы ракет. “На салют” в то время ходили не то что семьями, а целыми домами.

Ну а мы, сделав небольшой круг по местам, прилегающим к станции московского метро “Народное Ополчение” и попрощавшись с народными ополченцами, возвращаемся непосредственно к самой станции.

Сейчас наружный павильон метро выглядит так:

А 25 лет назад, когда метро в нашем районе даже и в долгосрочных планах не было, проспект Жукова на месте будущей станции выглядел так:

Вот примерно там, где на заднем плане в правой части фотографии висят на столбе часы, в будущем и будет располагаться вход в метро.

А это уже внутри, после турникетов.

Редкий кадр. Станция во время строительства, примерно за месяц-полтора до запуска:

Первоначально я думал, что название станции посвятят ополченцам Великой Отечественной, но создатели станции решили протянуть историческую линию от 17-го века, времен Минина и Пожарского.

Спускаемся по эскалатору вниз. Все строго и минималистично. Некоторые в своих отчетах упоминают о “колхозности” дизайна станций. Надо заметить, что во время войн во все времена было не до жиру. Поэтому скромный дизайн “Народного Ополчения” будет более уместен, чем помпезное оформление станций метрополитена типа “Маяковской”, “Динамо” и т.д.

Как и большинство станций, платформа “островного” типа:

Название станции выполнено зеркальными буквами:

Не только при входе, надписью о народном ополчении, авторы станции пытаются информировать нас о связи поколений. На стенах плакаты (утверждается, что это репродукция с оригиналов), повествующие о событиях разных времен:

Идея со связью поколений интересная. Похожее воплощение я видел у наших хороших знакомых Наташи и Толи, из славного города-героя Тула. Аэрография на их машине также повторяет связь поколений, начиная от русских витязей и до бойцов Красной армии времен Великой Отечественной войны. Вообще, это лучшая аэрография, виденная мною на автомобилях. Задумка авторская и подобного сюжета с нанесением на автомобиль я больше не видел.

На станции метро есть электронные табло, информирующие пассажиров о времени прибытия очередного состава. Очень удобно. Раньше, на сколько я помню, перед въездом в каждый тоннель висели таймеры, показывающие только время с момента отхода поезда от станции. Наверное, для машинистов они несли какой-то смысл, но для большинства пассажиров все сводилось к следующим двум статусам: “только что ушел” и “что-то давно не было поезда”.

Побродив еще немного по станции и поглазев на всякое-разное, отправился к следующей остановке: “Мнёвники”.