Старый, милый, добрый Патрик! В миру — кинотеатр «Патриот». С ним связаны одни из самых теплых и ламповых воспоминаний детства — субботние и воскресные походы с родителями и друзьями в кино.

К/т «Патриот». Вид со стороны проспекта Жукова. Справа и слева информационные щиты с афишами. Именно от них мы и узнавали о новинках кино, а также расписание сеансов. На афише реклама фильма «Дьявольская западня». Фильм 1961 года. Видимо, съемка начала или середины 60-х . На заднем плане — здание детского корпуса 67-ой ГКБ. В настоящее время корпуса уже не существует.

Пятиэтажки на заднем плане тоже снесены в 2000-х годах. Сейчас 75-й квартал, где располагался кинотеатр, застроен многоэтажками  от «Кроста».

Никогда не забуду это ощущение, когда после просмотра журнала, как правило это был «Ералаш» или «Фитиль», в зале не надолго вновь зажигался свет, чтобы опоздавшие на сеанс могли занять свои места (во время показа журнала в зал не пускали), после чего освещение мееееееедленно гасло и начиналась магия большого экрана.

На афише можно разглядеть рекламу фильма «Гонщик серебряной мечты». Один из первых увиденных мною фильмов про мотогонщиков, но не про байкеров. Имеет две альтернативных концовки. Одна для западного рынка, с хеппи-эндом. Вторая — драматическая для стран соцлагеря, чтобы показать жестокость мира чистогана и наживы. Фильм снят в 1981 году. С учетом надписи на фасаде «Да здравствует Союз Советских Социалистических Республик», скорее всего кадр сделан в начале 80-х. Золотое время «Патрика».

Одним из первых просмотренных и запомнившихся фильмов был «Человек в железной маске«. Далее почти все фильмы с  великолепным Луи де Фюнесом и его постоянным напарником — добряком Бурвилем. А вот «Фантомаса», я хорошо помню, смотрел то ли в Сухуми, то ли в Геленджике, когда отдыхал с родителями на море. Интересные были и «политические», как мы их называли, итальянские фильмы: «100 дней в Палермо«, «Спасите Конкорд«.

Не отставали от них и фильмы стран соцсодружества. Например: «Похищение Савойи«. Один сюжет только чего стоит:

В центре сюжета картины путешествие в Южную Америку польского школьника Янека и его попутчицы, русской девочки Тани. Самолет, на котором летели ребята, оказался захвачен бандой наркоторговцев во главе с бывшим нацистским преступником.

Из этого фильма, можно узнать, что Леонид Броневой это не только Мюллер всея СССР.

Я правда слабо себе представляю, как в середине 80-х простая русская девочка могла отправиться путешествовать в Южную Америку. В страны соцлагеря то выехать было гигантской проблемой, а если вы работали в «ящике», то про загранку можно было даже не мечтать. Но сюжет фильма именно таков.

Чуть позже, уже ближе к перестройке, подтянулись американские «Роман с камнем» и «Крокодил Данди«.

Индийские: «Самрат«, «Кто и как«, «Месть и закон«, «Танцор диско«. Джимми оча, оча!

Особняком стоял корейский, причем северо-корейский (а много ли вы видели северо-корейских фильмов?) «Хон Гиль-дон«. Это был один из первых кунфуйских восточных боевиков, показанных на «большом» экране. К сожалению, или к счастью, по ТВ тогда уже крутили подряд маленькими кусочками «Замок Шаолинь», а кроме этого, мы уже слышали и про Джеки Чана, поэтому герой фильма, летающий на веревочках от скалы к скале, вызывал лишь улыбку сочувствия. Но в остальном, фильм был ой как хорош.

«Маленькая Вера«. В Советском Союзе фильм посмотрел каждый пятый (56 млн. зрителей)!!! И это при том, что «Титаник» в России на большом экране посмотрело всего 40 млн. На просмотр, кажется, ходил с мамой, ибо фильм считался слишком «взрослым». 10-ти секундная сцена секса в фильме!!!

Мне мой друг детства, Антоха, напомнил еще про один классный фильм: «Короткое замыкание«. Номер пять жив!!!

На самом деле фильмов было много. Очень много. Я перечислил лишь те, который особенно врезались в память еще с прошлого века, и, чтобы купить билет на просмотр, нужно было отстоять  некислую очередь.

Одним из таких фильмов был еще и «Глория» 1980 года. Фильм смотрел с отцом, причем папа специально взял отгул в один из рабочих дней, так как в выходные на фильм было не попасть. Потом уже будет снять римейк с Джулией Робертс, но по сравнению с оригиналом, это как сравнивать «горбатый» с мерседесом. Фильм регулярно пересматриваю раз в год.

Чтобы купить билет на кассовый фильм, особенно в выходные, нужно было рано утром в субботу бежать к кинотеатру и занимать гигантскую очередь в еще не открывшуюся кассу. Лучшие места в Патрике были примерно в районе 10-11 ряда по серединке. Обычно это и спрашивалось в кассе. Если таких мест не было, кассир называла что есть поблизости. Поэтому заполнение зала шло «от центра». Самыми фиговыми считались первые рядов пять или шесть — экран был громадный и его сложно было целиком охватить взглядом, а также у стенок — там звук был так себе. Никому в трезвом уме и твердой памяти не приходило в голову просить билеты на последний ряд — как в говнорекламе про «места для поцелуев». Люди шли в кино с одной целью — смотреть фильм. За шушуканье во время фильма можно было получить суровое порицание от взрослых не зависимо от возраста шушукающихся.

Часто, когда я еще был маленький, родители уходили на вечерние сеансы и возвращались ближе к полуночи. Подозреваю, что фильмы были с рейтингом «от шестнадцати и старше», и крутились фильмы «про любовь».  Да, именно «про любовь», а не о том, о чем многие подумали, ибо фраза, которую потом обрезали, в оригинале звучит так: «в СССР секса нет, а есть любовь».

В кинотеатре можно было не только посмотреть фильм. В буфете продавались вкусные бутерброды с газировкой,  а в фойе были установлены игровые автоматы! Как же не поиграть перед фильмом в знаменитый морской бой и не почувствовать себя Маринеско, о котором в то время мало кто слышал.

Все течет и все меняется. С приходом эры VHS-кассет и домашнего видео, а также развала организаций типа «Госкино» и отказа от централизованных закупок и тиражирования фильмов, популярность кинотеатров стала падать. Не обошла стороной эта ситуация и «Патриот». Посещаемость кинотеатра резко упала. Какое-то время он пытался остаться на плаву, открыв в своих помещениях различные салоны по продаже шуб и прочей фигни. Также, чтобы соответствовать духу времени, в фойе даже работал еще и видео-салон. К сожалению, это мало помогало и Патрик потихоньку стал приходить в запустенье. Прежде чем его разобрали, кинотеатр простоял заброшенным порядка 20 лет.

Есть мнение, что кинотеатр можно было отреставрировать до приемлемого мирового уровня, причем вложения в него не должны были быть астрономическими. К концу девяностых назывался порядок цен в размере 300 000 — 600 000 российских рублей, но инвестора видимо не нашлось.

Как пример, называют открывшийся во второй половине девяностых первый частный кинотеатр «Кодак-Киномир», при запредельности цен в котором, билеты было не достать и который пользовался бешеной популярностью.

Операторская «Патриота».

С «Кодак-Киномиром» связана забавная история. Решили с Ленкой пойти на только вышедший «Титаник«, и у нас банально не хватило денег на два билета. Стоили они тогда, как сейчас помню, около 200 рублей. И это при том, что я только-только уволился из армии, и моя зарплата старшего лейтенанта на момент увольнения составляла 750 рублей.

Но, мы не растерялись. Купили в ближайшем от «Кодака» ларьке за какие-то копейки пиратку с «Титаником», в «Пингвине» на Горького затарились мороженым и отлично в итоге провели время, потратив меньше четверти суммы от стоимости одного билета.

Патрик доживает последние дни. Обратите внимание, что надписи «Кинотеатр Патриот» уже нет. Судя по наличию сочной зелени, скорее всего это весна-лето 2020 года.

А на месте снесенного «Патриота» обещают поставить новый современный, одноименный торговый центр, внешний вид которого, в том числе и шрифт, будут повторять название того, старого кинотеатра «Патриот», 1959 года постройки. Вот выдержка из официального пресс-релиза правительства Москвы:

После реконструкции «Патриот» станет современным районным центром, где в шаговой доступности для жителей откроется комфортный шестизальный кинотеатр, магазины продуктов и популярных брендов, а также фудхолл, кафе и рестораны. Детям здесь будет интересно и полезно ходить на образовательно-развлекательные мероприятия и в творческие мастерские, а взрослые смогут с комфортом решать насущные проблемы в доме быта, ходить на лекции или отдыхать на благоустроенной террасе на крыше районного центра.