В интернете продолжает наращиваться истерия по поводу дороговизны нашего Юга и как перспектива — скорое открытие Египта и Турции, а я продолжаю рассказывать о красотах нашей страны. Попрощавшись с друзьями, у которых в Краснодаре мы провели вечер предыдущего дня, отправляемся дальше. Нашей первой большой остановкой запланирована коса Беляус.

Это песчаная коса, частично отделяющая озеро Донузлав от Черного моря, и располагающаяся западнее Евпатории примерно в 30 километрах (это если по прямой через море). Если же ехать до Беляуса от Евпатории на авто, то расстояние составит примерно 90 км.

Маковое безумие

Покинули мы Краснодар достаточно рано, примерно в 7 часов утра. А так как был выходной (воскресенье), то при полном отсутствии трафика быстро добрались до крымского моста. Перед мостом на блок-посту, впрочем как и по всей трассе, мы были никому не интересны и быстро проскочив мост, в который уже раз снова попадаем на полуостров.

В мае и июне 2021 г. в Крыму буйным цветом цвели маки. Даже старожилы этих мест не припомнят такого цветения. Казалось, безумный художник взмахом кисти разбросал по всему полуострову ярко-алую гуашь.

Говорят, что «Хороший фотограф не тот, кто много снимает, а тот, кто много удаляет». И именно с маками у меня не поднялась рука поудалять большую часть фотографий, хотя они и похожи друг на друга как две капли воды. Возможно, когда я в сотый раз вновь увижу такое буйное цветение маков, я буду оставлять пару — другую фоток чисто на память о посещенном месте, но в эту поездку я практически ничего не стал удалять, на столько впечатлило увиденное.

Первую «маковую» остановку мы сделали через несколько километров после моста. И, как оказалось, мы были далеко не единственные кто останавливался на «цветочную» фотосессию. Все ходили по цветам аккуратно, по немногим протоптанным тропинкам, старясь не губить красоту.

Вторую остановку сделали уже за Симферополем, на одном из безымянных переездов, когда шли по направлению на Евпаторию. Зная мою любовь к ж/д романтике, Ленка не стала возражать против еще одной фотосессии, но сама машину покидать не стала из-за удушающе жары далеко за +34, и я отвел душу, прыгая по насыпи.

Мы еще не знали, что на последующие почти 7 дней это будет самый жаркий день для нас, так как буквально на следующее утро температура опустится до каких-то жалких + 15, и такая погода будет сопровождать нас долгое время.

Еще одна совсем коротенькая остановка на пути к Беляусу — на обочине шоссе после Евпатории. Полоса маков отделяла шоссе от прилегающего к нему поля.

Вроде ничего особенного, но не смогли не остановится. После чего поняли, что если и дальше так будет продолжаться, то до Беляуса мы доедем поздней ночью. И, заставив себя смотреть исключительно на асфальтовую ленту, ложащуюся под колеса нашего автомобиля, все-таки добрались до косы.

Коса Беляус
Коса Беляус достаточно легко ищется в навигаторе как «пляж Беляус». Если прокладывать путь от Крымского моста, то маршрут сначала идет по «Тавриде», потом цепляет краем Евпаторию, дальше уходит на трассу Евпатория — Черноморское, и километров через 35-40 после Евпатории сворачивает на юг в сторону моря.

С момента нашего последнего посещения Крыма, трассу Евпатория — Черноморское здорово подновили, переведя в разряд федеральной трассы. Отличное покрытие, разметка — все присутствует. Теперь ехать в те края стало одно удовольствие.

А вот когда сворачиваешь с трассы в сторону Беляуса, асфальт заканчивается. Он как бы есть, но его как бы и нет. Для тех, кто много путешествует по Крыму, это вряд ли станет такой уж большой новостью. Радует хотя бы то, что на этом участке дороги нет ям глубиной в пол-колеса. Так, потряхивает слегка и ладно.

Перед началом косы справой стороны будет замок-отель «Викинг«. Здесь же и заканчивается цивилизация. В окрестностях Викинга есть несколько магазинов, а вот дальше по косе все. Абсолютно дикие места в части каких-либо пляжных удобств. Ни воды, ни душа с туалетами, ни переодевалок.  Если нужно что-то подкупить по части еды-воды или каких-либо бытовых вещей, край где это можно сделать — в окрестностях отеля, а еще лучше в Евпатории.

Я вот все защищаю наш юг, говорю что и здесь можно хорошо отдыхать. Решил для интереса посмотреть цены в отеле.

Ну такое себе, да. Согласен.

Проезжаем «Викинг» и движемся по косе. Слева — озеро Донузлав, справа — Чёрное море. Первое впечатление, не съезжая с асфальта — до моря пипец как далеко, и вообще нахрена мы сюда припёрлись. На вскидку — до моря пара километров если не больше, причем карта говорит что море вот оно, рядом, до него рукой подать.

Оказалось, что имел место оптический обман. От самой дороги берег сначала плавно повышается, причем так, что кажется линия моря действительно где-то далеко, за горизонтом, а потом идёт короткий, но не резкий спуск к воде. Так что от асфальта до моря действительно не больше 200 метров. Расстояние пешком проходится за пару минут.

На всем протяжении Беляуса, через каждые 100 — 150 метров есть съезды с асфальта в сторону моря. Каким именно съездом воспользоваться и где встать с палаткой, или просто остановиться на днёвку — советовать не берусь, все места примерно похожи. Есть пара оазисов в виде раскидистых деревьев, под которыми можно спрятаться от изнуряющей жары, но скорее всего они уже будут заняты туристами. На следующем фото пример такого оазиса — дерево по середине фото. Все остальное, включая палатки и тенты, туристы привезли с собой. В общем, серьезно подготовились.

На сколько глубоко заезжать от асфальта в сторону моря — тоже интересный вопрос. Во первых, не забываем про водное законодательство. Во вторых, как только съехали с дороги, будет примерно метров 50 твердого грунта, а потом начинается мелкий песок, в котором можно легко застрять. Скутера/мотоциклы на дорожной резине сядут как нечего делать. Легковые машины скорее всего тоже. Кроссоверы наверное, особенно с автоматической коробкой передач. Я на своем, передним мостом, зарылся ровно в тот момент как съехал с плотного грунта. Пришлось подключать задний мост и тихонько задом сдавать обратно. Различные тру-полноприводные джипы доедут и до воды, но зачем?

Вот примерно на границе грунта и песка мы и решили остановиться.

Закат на Беляусе был просто шикарный.

Отправляемся спать в палатку. На следующий день по прогнозам должны были быть дожди и сильное похолодание.

Следующий день действительно принес похолодание и отвратительную погоду. С фокусом у камеры все в порядке. Просто идёт дождь.

Было немного обидно приехать в бархатный сезон на море, а июнь в Крыму считается ещё бархатным сезоном когда нет удушающей жары, и попасть под не прекращающийся дождь и холодную погоду. То, что Чёрное море в июне в Крыму холодное, мы знали конечно, но вот все остальное, что связано с погодой, в первые дни отпуска нас разочаровало слегка. Но это всё ерунда, так как рядом с нами было МОРЕ!

Ленке и в +15 в море было по кайфу, а я обычно залезал в него исключительно в формате «окунуться» и бегом на берег. Чуть позже, мы изобрели хитрую тактику: сначала купались в море, а потом не переодеваясь шли через дорогу и «грелись» в Донузлаве. По ощущениям, температура в озере была градусов на 5-7 теплее чем в море, а по сравнению с ним так вообще кипяток.

Накупавшись, а точнее окончательно замерзнув, прогулялись пешком вдоль берега в сторону окончания косы. В том месте расположен порт Донузлав, а также вход из моря в одноименное озеро.

Не дошли до порта совсем чуть-чуть, решили позже доехать туда на автомобиле.

В отчётах по косе Беляус, пожалуй, единственный упоминающийся негатив, это огромное количество мусора. И это действительно так. Давненько мы не видели ничего подобного. Какие-то сапоги, ведра, бутылки, прочий не разлагаемый мусор. Кто все это оставил? Рыбаки, туристы, местные жители, инопланетяне? Это так и осталось загадкой для нас.

Уже на следующий день, при хорошей погоде, расслабляясь на береговой линий, разожгли костер и и уничтожили часть лежавшего вокруг нас мусора.

Возвращаясь после прогулки по косе, увидели интересное природное явление: выброшенные на берег прибоем водоросли непрерывной линией тянутся на несколько километров. Когда шли по косе в сторону порта, такого не было. Все произошло буквально менее чем за пол часа.

Греемся в теплой и уютной палатке после прогулки по морскому берегу:

После то ли позднего обеда, то ли раннего ужина, уходим на пляж и втыкаем на море до темноты. В такую погоду ни о каких сансетах речи конечно не идет.

Прогнозы на следующий день тоже не радуют. Холодно и весь день будет поливать. Уходим в палатку спать.

Утром, как и ожидалось, никаких хороших новостей в части прогнозов не было. Холодно и дождь. На Тарханкуте, куда мы планировали отправиться далее, прогнозы были аналогичные. Думали уехать куда-нибудь на середину полуострова, или даже на континент, но погода не радовала нигде. Ни Кавказ с Эльбрусом, ни средняя полоса. Везде было все одно и тоже.

Взяли с Ленкой пенки, и уже в который раз отправились ждать у моря погоды.

Все было грустно и печально. Ну, на самом деле, не совсем печально, хоть погода и была полное говно.

Пытаемся загипнотизировать горизонт и наколдовать хорошую погоду.

Точно говорят, что на море, как и в горах, погода меняется моментально. Мы так и не поняли, как это произошло, но погода кардинально изменилась прямо у нас на глазах. Воронка по центру фото — зарождающийся над морем циклон (или антициклон?):

Совсем же по другому стал выглядеть пляж!

И, хотя море от этого не стало теплее, в те пару часов, пока светило солнце, мы успели накупаться и обгореть. А ведь большую часть времени мы были одеты в теплую одежду.

И еще немного солнечных фоток с Беляуса:

И снова, погода кардинально стала меняться прямо на глазах. Ещё только светило солнце, как небо вновь стало затягивать тучами. Решили быстро покинуть Беляус и не смотря на прогнозы перебраться на Тарханкут, заехав по дороге в порт Донузлав.

Портом, в нашем понимании, это назвать сложно. Несколько кранов, рядом у причала какой-то корабль. Собственно говоря все. Интереснее на самом деле то, что здесь расположен вход из моря в озеро Донузлав, где в советское время располагалась военная флотилия охотников за подводными лодками.

Вход в озеро. Справа море, слева Донузлав. На противоположной стороне расположен створный маяк.

Есть еще второй створный маяк, расположенный на этой стороне, но сильно проще. Попробуйте найти его на следующей фотографии.

Ещё одна достопримечательность — волнорез, с которого рыбаки ловят рыбу.

Находится он в сильно запущенном состоянии и Ленка наотрез отказалась перебираться через разрушенный участок, чтобы добраться до самого края.

Закончив с осмотром окрестностей порта, садимся в авто и отправляемся в сторону мыса Тарханкут, в окрестностях которого мы побывали в прошлую поездку.