День первый
На прошедших выходных провожали авиацию, покидающую Кубинку после выставки “Армия-2021”. Так как точной информации кто и когда улетает не было, ехал практически наугад. Основная цель была увидеть в полете трех всадников апокалипсиса: стратегических реактивных бомбардировщиков с изменяющейся стреловидностью крыла Ту-22М3 и Ту-160, а также турбовинтовой Ту-95МС. Машины эти в нашем регионе редкие, поэтому посмотреть на них съезжаются авиа-фанаты не только с Московской области, но и близлежащих областей тоже.

Тот случай, когда размер имеет преимущественное значение:

Часто распространенный вариант фотосъемки с крыши авто:

Перед самым началом взлётно-посадочной полосы разрослись буйным цветом кусты, закрывая практически весь обзор. В этот день я постеснялся брать с собой стремянку, и съемка шла с вытянутых рук и на ручном фокусе, что отвратительно сказалось на результате. Это в основном касалось тех, кто заходил на посадку. В итоге получилось следующее:

Прилетел и через некоторое время ушел наш 76-ой.

Через некоторое время прилетел Ил-76М “Город-герой Смоленск” (RF-86825), а в промежутках между ними удалось поймать в полете Як-130.

Як-130 (RF-44478):

Ил-76М “Город-герой Смоленск” (RF-86825):

Примерно в это же время из Кубинки улетел белорус (см. изображение государственного флага на хвостовом оперении):

Собственно, на этом движуха первого дня и закончилась. Наступили сумерки, потом стемнело. Даже если бы стратеги и улетели, то заснять их в полной темноте вряд ли бы получилось.

Наступил день второй…
В первой половине дня на посадку зашла стая “Русских витязей”. Посадочный курс был на северо-восток, т.е. самолеты заходили на посадку “на нас”. Удалось заснять их в новом для себя ракурсе и с выпущенными парашютами.

Интересно происходит процесс сброса тормозного парашюта:

Самолет, уже находясь на взлетно-посадочной полосе, подъезжает к краю полосы и отцепляет парашют, который тут же убирают техники, так как следом заходит на посадку следующий борт. Особо прошаренные успевают развернуть самолет к технику хвостом и включить форсаж, чтобы облегчить уборку парашюта с ВПП, отстегнуть парашют и выровнять траекторию дальнейшего движения.

“Витязи” после приземления с парашютами и без:

Куда-то по своим делам улетел на форсаже МИГ-31:

Редкий случай когда удается “поймать” режим форсажа:

Оранжевые “глазки” в задней части самолета сигнализируют о том, что включен режим форсажа:

Су-шка в небе:

Ан-26:

Очень удачно удалось отловить в небе еще одного “Витязя”:

А потом пришло время больших и началась движуха, из-за которой собственно все и собрались.

Первым зашел на посадку Ил-76М (RF-86849):

Почти следом за ним приземлилась десантная модификация 76-го Ильюшина – Ил-76МД (RA-76649):

С небольшим промежутком пришел Ил-78М (RF-94286), топливный заправщик:

И стало понятно, что скоро придет время лучших из лучших.

Ту-22М3
Ту-22М3 – дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик, обладающий изменяемой геометрией крыла (по кодификации НАТО “Backfire-C”). Наряду с Ту-95 и Ту-160, один из трех всадников апокалипсиса.

Работу над самым первым Ту-22 (проект “105”) начались 15 августа 1955, а первый полет прототипа состоялся 21 июня 1958 года. Являлся одним из символов холодной войны. Стал весомым аргументом в противостоянии НАТО и настоящей угрозой войскам Северо-атлантического альянса.

Ту-22М3 продолжил славные традиции, заложенные Ту-22. По фотографиям понятно, что Ту-22 и Ту-22М3 это совершенно разные машины. И рассказ будет про модификацию “М3”.

После прилета “заправщика”, особого движения на аэродроме не было. Я сидел на стремянке и время от времени поглядывал в бинокль или объектив фотоаппарата в сторону аэродрома.

Внезапно, какой-то борт включил огни и стал двигаться в к дальнему краю ВПП. Среди споттеров, обладающих рациями, тоже произошло движение. Прошла информация, что взлетает 22-ой.

Описывать взлетающий стратег сложно. Это нужно видеть. Размах крыльев почти 35 метров (треть футбольного поля), двигатели во время взлета работают на форсаже. Все это происходит во время начинающихся сумерек и отчетливо видны факелы из турбин самолета.

Вид на Ту-22М3 с обратной стороны. Левая турбина работает уже в обычном режиме, правая пока еще в режиме форсажа:

Ту-95МС “Мурманск”
Вслед за 22-м, взлетел Ту-95МС “Мурманск”, он же “Медведь”, он же по классификации НАТО – “Bear”. Стратегический бомбардировщик-ракетоносец.

Самый быстрый турбовинтовой самолет за всю историю мировой авиации. Единственный в мире серийный бомбардировщик и ракетоносец с турбовинтовыми двигателями.

Первый прототип Ту-95 полетел 12 ноября 1952 года, почти на 6 лет раньше чем Ту-22.

На каждом двигателе по паре четырехлопастных винтов, вращающихся в противоположном направлении. КПД лопастей, установленных на двигателе, лучший в мировом авиастроении. До сих пор никому не удалось превзойти 95-й по этим параметрам.

Двигатели “Мишки”, понятно дело, не сравнить с реактивными. Взлетная траектория у него более пологая, поэтому удалось заснять более крупным планом, чем предыдущий борт.

95-ый улетает в закат:

Быстро прошмыгнул в небе L-410:

Ту-160 “Белый лебедь”, он же “Blackjack” по классификации НАТО. Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности. Машина судного дня, и этим все сказано.

К проекту в целом приступили во второй половине 60-ых. В начале 1975 начались работы по созданию эскизного проекта. Первый испытания опытных образцов были произведены в 1981 году. С 1986 – серийное производство.

Самый крупный и самый мощный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет и самолет с изменяющейся стреловидностью крыла. Самый тяжелый боевой самолет в мире и самолет-бомбардировщик, имеющий наибольшую взлетную массу. Полезная нагрузка – 45 тонн, максимальная масса топлива – более 160 тонн, тяга на движках – более 100 тонн-сил. Самый скоростной бомбардировщик в мире, из находящихся на вооружении. Несет ад и погибель всему живому. Аналогов в мире нет. Точка.

А вообще, это просто очень красивый, пожалуй, самый красивый, наряду с Ту-144, реактивный лайнер в мире.